Гугл

пʼятницю, 23 червня 2017 р.

«Вы не имеете права меня снимать»

Фотографирование часто воспринимается гражданами, как некое вмешательство в частную жизнь, как что-то незаконное, хотя еще сто лет назад фотосъемка не вызывала такого негативного впечатления, как сейчас. В первую очередь это связано с тем, что СМИ очень активно используют фотоснимки для своих материалов и часто снимки используются в контексте, который не очень нравится лицам, изображенным на них. У меня был случай, когда женщина обратилась с претензией в редакцию из-за того, что в газете была напечатана фотография, где она идет по улице, а напротив стоит обменный пункт с курсом валют. По ее словам, у родственников создалось впечатление, что она якобы обменяла деньги на валюту и им об этом не говорит. А в другой раз девушка обратилась с претензией, чтобы удалили фото на сайте, где она на улице курит, ибо за это ее руководство якобы может уволить.

Фотографы часто слышат: «не снимайте это, не снимайте то, не снимайте меня», но на самом деле большинство таких требований – незаконны.

Бытующие в обществе «запреты» можно разделить на несколько групп: запрет съемки на улице, запрет съемки в помещении, запрет съемки конкретных объектов (транспортных средств, недвижимости и животных, стратегических объектов).

В соответствии со статьей 34 Конституции Украины каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом - по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Проведение фотосъемки – это есть процесс фиксации и сбора информации. Причем ее могут проводить, как журналисты (фоторепортеры), так и обычные граждане или иностранцы.

На сегодня в Украине существует всего несколько законов, которые регулируют порядок проведения фотосъемки. В первую очередь следует отметить особый порядок проведения фотосъемки в суде. В соответствии с процессуальными кодексами  фотосъемка на судебном заседании проводится с разрешения суда.

С 2004 года Гражданский кодекс Украины регулирует защиту и охрану интересов физических лиц при проведении фотосъемки и использовании фотографий с их изображениями (ст.ст. 307 и 308 ГК Украины). Правда эти нормы в некотором смысле уже устарели, так как там идет речь, например, о съемке на пленку. Кроме того, эти нормы не закрепляют право на изображение физического лица, а лишь охраняют его интересы при съемке и при публичном использовании фотографий. По закону съемка должна проводиться с согласия физического лица, однако это согласие может быть, как в устной, так и в письменной форме. Считается, что лицо дало свое согласие на съемку, если съемка проводится открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера (ст. 307 ГК Украины). Анализ судебной практики о защите интересов при использовании фотографий с изображением физических лиц говорит о том, что суды скептически относятся к таким искам. Если из съемки видно, что лицо позировала фотографу на камеру, то, как правило, суды отклоняют такие иски, считая, что лицо дало (устное) согласие на дальнейшее использование фотографии с изображением физического лица. Следует отметить, что само по себе изображение физического лица не является объектом авторского права, так как его создал не человек, а природа. Объектами авторского права считают произведения, созданные творческим трудом человека. Поэтому все возражения типа: «Вы нарушаете мое авторское право, используя мое изображение» - беспочвенны. Авторским право на фотографию обладает фотограф, а не лицо, изображенное на фотографии. Что касается использования фотографии с изображением физического лица в рекламе, то в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О рекламе» использовать изображение физического лица можно лишь при наличии его письменного согласия. Поэтому, неспроста фотобанки требуют письменного релиза (разрешения) от модели, которая изображена на фотографии.


Если съемка проводится открыто на улице или на мероприятии публичного характера, и лицо, которое попало в кадр, запрещает вам проводить съемку, то можно сказать следующее:

«Я и имею право открыто снимать на улице, если вам не нравится, тогда можете отвернуться».

«Вы не имеет права мне препятствовать открыто проводить съемку на улице. Вы нарушаете ст. 34 Конституции Украины».

«Вы препятствуете моей журналисткой деятельности по сбору информации. Это преступление, которое карается  до трех лет ограничения свободы» (ст. 171 УК Украины, если вы журналист).

При попытке силового воздействия на фотографа:

«Я  вызову сейчас полицию и сообщу им, что вы пытались меня ограбить (отнять камеру). Это до пяти лет лишения свободы» (если пытается отнять камеру, ст. 186 УК Украины)

«Я вызову полицию, если вы будете мне препятствовать собирать информации».


Если от вас требует показать, что вы сняли или чтобы вы удалили кадр, то можно сообщить следующее:

«Откуда вы знаете, что я вас снимал? Я лишь настраивал камеру».

«Ваши требования незаконные, вы не имеете право трогать мои вещи (камеру), я сейчас вызову полицию».


В опасных ситуациях желательно следует выключить звук затвора, чтобы при съемке не провоцировать неадекватных людей.


При попытке запретить съемку какого-то объекта:

«В Украине нет ни одного закона, который бы запрещал мне фотографировать какие-либо объекты».

«Только законы могут запрещать проводить съемку, а их таких в Украине нет» (когда говорят, что есть какой-то приказ о запрете на проведение съемки где-то).

«Конституция Украины не содержит запрета на съемку частной собственности. Вы не имеете право мне запрещать что-либо фотографировать».

«Право собственности никоим образом не дает право запрещать собирать информацию, я действую согласно ст. 34 Конституции Украины»

«Я не имею никакого отношения к государственной тайне, ибо я не давал никаких обязательств о ее неразглашении» (когда говорят, что нельзя снимать объект ибо это «государственная тайна»)

Немає коментарів:

Дописати коментар