Конституция Украины (ст. 32) и ряд других законов и международных договоров Украины запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
При этом допускается разрешение в письменной или устной форме.
В соответствии с новой редакцией Закона Украина «Об информации» (ч. 2 ст. 11) к конфиденциальной информации о физическом лице относятся, в частности, данные о национальности, образовании, семейном положении, религиозных убеждений, состоянии здоровья, а также адресе, дате и месте рождения.
Интересно, что в перечне конфиденциальной информации о физическом лице нет ни слова о: гражданстве, месте проживания, месте работы, роде занятий или должности,наличии судимости. Хотя именно эта информация более всего нуждается в охране, нежели адрес рождения.
В каких же законах указаны исключения, дающие право в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека собирать, хранить, использовать и распространять конфиденциальную информацию без согласия физического лица?
Ответ очень простой, таких исключений не существует. Нет ни одного закона, где был бы прямо определены случаи допустимости сбора, хранения, использования и распространения подобной информации без согласия физического лица.
Единственное, что можно привести в пример, так это статью 29 Закона Украина «Об информации», где написано, что информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она является общественно необходимым, то есть является предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию преобладает потенциальный вред от ее распространения. Правда это не совсем согласуется с уже приведенной статьей 32 Конституции Украины.
При этом допускается разрешение в письменной или устной форме.
В соответствии с новой редакцией Закона Украина «Об информации» (ч. 2 ст. 11) к конфиденциальной информации о физическом лице относятся, в частности, данные о национальности, образовании, семейном положении, религиозных убеждений, состоянии здоровья, а также адресе, дате и месте рождения.
Интересно, что в перечне конфиденциальной информации о физическом лице нет ни слова о: гражданстве, месте проживания, месте работы, роде занятий или должности,наличии судимости. Хотя именно эта информация более всего нуждается в охране, нежели адрес рождения.
В каких же законах указаны исключения, дающие право в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека собирать, хранить, использовать и распространять конфиденциальную информацию без согласия физического лица?
Ответ очень простой, таких исключений не существует. Нет ни одного закона, где был бы прямо определены случаи допустимости сбора, хранения, использования и распространения подобной информации без согласия физического лица.
Единственное, что можно привести в пример, так это статью 29 Закона Украина «Об информации», где написано, что информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она является общественно необходимым, то есть является предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию преобладает потенциальный вред от ее распространения. Правда это не совсем согласуется с уже приведенной статьей 32 Конституции Украины.
И речь идет только о раскрытии информации, и то при условии, что эта информация может иметь общественный интерес. А такие случаи встречаются не так уж и часто.
Например, я хочу собрать информацию о национальности мэра Харькова Кернесе Геннадии Адольфовиче и опубликовать ее в Интернете. Получается, что такие действия я могу совершить исключительно с согласия самого Кернеса, потому что раскрытие такой информации трудно объяснить общественной необходимостью.
Еще можно привести несколько примеров по сбору конфиденциальной информации из Уголовно-процессуального кодекса Украины, но следует сразу отметить, что во всех этих случаях конфиденциальную информацию раскрывает само физическое лицо.
Так, в ч. 2 ст. 145 УПК написано, что в протоколе допроса обвиняемого указываются место и дата допроса, должность и фамилия лица, проводившего допрос, и лиц, присутствовавших при допросе; время начала и окончания допроса, фамилию, имя и отчество обвиняемого, год, месяц, день и место его рождения; гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий или должность, место проживания, судимость обвиняемого и другие сведения о нем, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела.
В протоколе допроса свидетеля указываются: фамилия, имя и отчество свидетеля, его возраст, гражданство, национальность, образование, место работы, род занятий или должность, место жительства, а также сведения о его отношениях с обвиняемым и потерпевшим (ч. 1 ст. 170 УПК).
Правда не совсем понятно, зачем заносить в протокол информацию о национальности свидетеля или обвиняемого? Разве не достаточно гражданства? Неужели эта информация является важной для уголовного производства?
Разумеется, что нет. Информация о национальности является лишней и не несет никакой пользы при рассмотрении дела в суде. Более того, такая информация может вызывать определенные предвзятые отношения к обвиняемому, как со стороны суда, так и со стороны представителей государственного обвинения (например, когда речь идет о цыганах, чеченцах). Поэтому информацию о национальности нужно исключить из всех процессуальных документов.
Например, я хочу собрать информацию о национальности мэра Харькова Кернесе Геннадии Адольфовиче и опубликовать ее в Интернете. Получается, что такие действия я могу совершить исключительно с согласия самого Кернеса, потому что раскрытие такой информации трудно объяснить общественной необходимостью.
Еще можно привести несколько примеров по сбору конфиденциальной информации из Уголовно-процессуального кодекса Украины, но следует сразу отметить, что во всех этих случаях конфиденциальную информацию раскрывает само физическое лицо.
Так, в ч. 2 ст. 145 УПК написано, что в протоколе допроса обвиняемого указываются место и дата допроса, должность и фамилия лица, проводившего допрос, и лиц, присутствовавших при допросе; время начала и окончания допроса, фамилию, имя и отчество обвиняемого, год, месяц, день и место его рождения; гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий или должность, место проживания, судимость обвиняемого и другие сведения о нем, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела.
В протоколе допроса свидетеля указываются: фамилия, имя и отчество свидетеля, его возраст, гражданство, национальность, образование, место работы, род занятий или должность, место жительства, а также сведения о его отношениях с обвиняемым и потерпевшим (ч. 1 ст. 170 УПК).
Правда не совсем понятно, зачем заносить в протокол информацию о национальности свидетеля или обвиняемого? Разве не достаточно гражданства? Неужели эта информация является важной для уголовного производства?
Разумеется, что нет. Информация о национальности является лишней и не несет никакой пользы при рассмотрении дела в суде. Более того, такая информация может вызывать определенные предвзятые отношения к обвиняемому, как со стороны суда, так и со стороны представителей государственного обвинения (например, когда речь идет о цыганах, чеченцах). Поэтому информацию о национальности нужно исключить из всех процессуальных документов.
Немає коментарів:
Дописати коментар